Дела проявительные

Речь идет о проявителе d-76
Друзья-сограждане, поделитесь опытом пожалуйста по следующим двум вопросам:

1.) В чем разводите проявитель и как соблюдаете температурный режим?
2.) Когда настает пора сливать старый раствор и разводить новый, чистите ли вы емкость в которой раствор находился, и если «да», то чем?
bluetom в darkroom 55#
Комментарии
  • juks#
    Я никогда не готовил D-76. Имел дело с Ilford ID-11, но это не принципиально.

    Я брал трёхлитровую банку, мыл её. Для размешивания раствора использовал маленькую электродрель, которую можно вдеть в отверстие крышки банки и оставить на некоторое время во включённом состоянии.

    По инструкции, 3/4 воды нагреваются до температуры 40 градусов, в них растворяется компонент «A», затем «B». После чего доливаются остатки воды.

    Банка хорошо промывается, например, дистилированной водой.

    Самое сложное для меня в этом то, что раствор долго стынет. Если его не использовать за один день, то при концентрации 1/1 через несколько дней будет осадок, раствор слабеет, можно выбрасывать.
    • bluetom#
      d-76 состоит из одного компонента, собственно сам порошок. Плюс вода.
      Его мне, самое большое, хватило на 14 пленок, и то потому что я большую часть из них не промывал предварительно. Размешал тогда 1 литр, концентрация — stock. Производитель — Кодак.
      Его по инструкции надо при 60 (кажется) градусах размешивать. Отсюда и вопрос про температурный режим.
      Сам же, я наливаю раковину максимально возможно горячей воды из под крана, опускаю туда емкость с водой (о емкости — ниже), какое-то время жду, и начинаю химичить.

      Что касается чистки — я и проявитель и фиксаж храню в кайзеровских литровых емкостях
      www.fotofond.com.ua/products_pictures/4198b.jpg
      поскольку они гофрированные протирать их изнутри крайне сложно и часть осадка (у меня сложилось впечатление что это остатки эмульсии с пленок, хотя могу ошибаться) удалить не получается.
      • e-asphyx#
        А можно поподробнее про предварительную промывку? Впервые слышу. Во всяком случае, когда я в пионерском возрасте топил свои шедевры в фенидон-гидрохиноновом, я так не делал.
        • bluetom#
          Это то на что наткнулся опытным путем, может не являться достоверным.
          Некоторые пленки неплохо замачивать в воде перед проявкой на несколько минут, с агитацией.

          Последний мой глобальный фейл был когда я попробовал проявить Fomapan 100, 120-ого типа предварительно ее не промыв. Я был очень удивлен, когда до того прозрачный проявитель внезапно покрасился в отчетливый и явный грязно-бирюзовый цвет… и как потом в этом проявителе покрасилась другая какая-то пленка (:
      • juks#
        У меня не такие большие объёмы плёнок, чтобы особо что-то хранить. Выливаю всё в канализацию: проявитель после каждой проявки, фиксаж после дня проявки. Стоп-раствор храню.
        • bluetom#
          Мне после каждой проявки выливать проявитель и фиксаж — не выгодно. Дешевле получится в лабу сдавать (:
          • juks#
            Сдавать, это всё равно что потереть плёнку об пол. Это куча царапин и промывка из-под крана.

            Для меня это только вопрос качества. Да и снимаю я совсем немного.

            Да и привыкаешь быстро к такому результату, при котором вообще не надо ретушировать изображение. То есть, когда практически ни одной царапины или точки.
            • bluetom#
              В Питере в Максилабе хорошо делают. У меня, по крайней мере, нареканий по качеству работы еще не возникало. Они даже пушат и пулят за дополнительную копеечку.
  • yura-kurnosov#
    Сколько танцев с бубнами))).
    Разводил кучи проявителей, разных.
    Никогда не соблюдал при этих процессах по буквам то, что пишут, с детства :).
    Развожу в горячей воде — с чайника), ~40-50 град.
    Проявка обычно в 20 град плюс минус град. Тут время и температура роль играют.
    Чистить не чищу — тупо слил, пополоскал и поставил сушиться).
    Храню в стеклянных или пластиковых бутылях. Обычных. в темном шкафу. Закрепитель уже стоит месяца так 4).
    Проявляю в разбавленных растворах, поэтому они одноразовые — сливаю после проявки. Но и разбавляю не по-детски).
    Смотря что вы хотите получить от негатива при данной экспозиции. Пуш и пул — тоже дома. Лабы — это лабы.
    Так что не считаю все описания панацеей, опыт проявок дает больше, чем заводские описания (условные).
    Никогда не делаю стоп-ван, и предварительных замочек, не вижу смысла.
    Как-то так).
    • bluetom#
      бубним потихоньку.
      Про лабы — отдельно; принцип же пуша и пула прост, как ими пользоваться и ежу понятно.

      «Проявка в 20 град» — это я так понимаю тупо при комнатной температуре? Или, все-таки, с градусником?

      Воду дистиллированную пользуете или из-под крана холодную?

      Замачиваю, потому что стоковый проявитель, на много пленок рассчитываю, а, как известно не все пленки одинаково полезны. Что, кстати, подтверждает devchart
      www.digitaltruth.com/chart/search_text.php?Developer=D-76
      (заметка к Delta 3200)

      А почему стоп-ваннами не пользуетесь?
      • yura-kurnosov#
        20 град — замеряю перед проявкой грардусником, все-таки температура проявителя влияет на процесс. плюс-минус — 19-20, так где-то.
        Дистилированную никогда не пользовал.
        Чаще из крана.
        Проявлял много пленок, и 3200(ilford, kodak) тоже, не замачиваю никогда. Ни со стоками, ни с разбавленными проявителями.
        А зачем мне эти стоп-ванны)? Не считаю это принципиальным звеном в проявках. Добавлю — для себя)).
        • bluetom#
          А что является принципиальным звеном?
          Температура и время проявки — понятно.
          Агитация? Что еще?
          • yura-kurnosov#
            Ну, думаю, время, агитация, температура, проявитель сам, разбавление проявителя, ну, и изначально экспонированная пленка(как?)…
            Как мне кажется. Конечно же найти верную пару для конкретного желаемого результата — пленка + проявитель.
            • bluetom#
              Ок. Для чб пленки на что влияет проявитель? Контрастность и зерно?

              Чем, кроме светочувствительности (iso?), отличаются друг от друга пленки?
              Зерно, а следовательно и возможность пушать/пулить?
              Оттенок?
              Долговечность в связи с качеством эмульсии?
              • yura-kurnosov#
                Вы сами ответили на вопрос).
                … я думаю, нужным для конкретной задачи (и пленки) проявителем(его концетрацией и составом) всегда можно вытянуть тени, если это надо и наоборот, придать макс. контраст снимку. Про печать умалчиваем, там это далее можно развить.
                Отличаются пленки также по своей технологии — пример Ilford HP5 как классика и Ilford Delta, как пример новой технологии. У кодака такая же «иерархия» есть.
                Долговечность в связи с качеством эмульсии? — не понял вопроса, наверное, это меня мало касается… ))

                Столько ко мне вопросов)))), я больше практик))), а копание в глубинах ради теоретики мне наверное, неинтересно.
                Я проявляю ради конкретного результата, а не ради «попробовать все на свете как оно работает»
                • bluetom#
                  Я хочу понять как это работает, чтобы иметь возможность хотя бы минимально предсказать результат и отсеять ненужные шаги. Литература по теме, если вообще есть, то почти вся теоретического свойства, там, обычно, написано «как правильно», а не как удобно/интересно. В последнем сведущи практики. Отсюда и вопросы (:

                  В смысле «вытянуть тени»?
                  В чем разнится между классикой и новой технологией?
                  Про долговечность — где-то читал, что пленки от печати «изнашиваются» и с конкретной пленки можно сделать ограниченное количество отпечатков. Соответственно с каких-то пленок можно сделать больше отпечатков, с каких-то меньше. Или я сейчас брежу?
                  • yura-kurnosov#
                    аааа)

                    … ну, про отпечатки и долговечность, не думаю, что вы будете 10 лет делать отпечатки с одного и того же негатива)…
                    … из контрастной ситуации(летом к примеру -солнышко и тенёчки) можно вытянуть тени, а можно в пасмурную погодку(осень-зима в москве)) наоборот уконтрастить всю эту серую массу жизни в непригодных условиях )).
                    Разбавление проявителя (1+3, 1+9 и тд, ну это отвлеченно, к примеру) и не очень активная агитация дает более мягкий вариант негатива. Вообще, агитация — это такое колдование, что каждый сам приходит к определенному ему удобному способу, уже зная что у него выходит при таких «болтаниях». Есть более менее интересные рецепты агитации)).

                    Плюс пленка, одна хорошо «тянется», другая не дает себя изменять)), хотя есть и исключения. Тут уж дело вкусов, и каждый будет хвалить\хаить своё(все зависит от того, как он ее умеет «готовить»)))))
                    Пул дает более прорисованную картинку, если это надо(тени, темные углы и тд).
                    Пуш наоборот ужесточает и зернит(ну если очень сильно пушить)

                    классика — типа НР5, Tri-X, зерно, как говорят, классическое. у Дельты и Тимакса — как там — плоские кристалы(T-Grain) и вид зерна на фото уже другой. Не хуже не лучше — дело вкуса и фетиша. Хорошо «разгоняются».
                    Я в большинстве своем пользую Tri-x, Tmax, просто нравится и все тут), и недорого ))). Хотя HP5 — соглашусь просто отличная пленка. Дельту пользую мало — просто так получается).
                    • bluetom#
                      То есть тени относятся к контрастности? Мне показалось что речь шла о чем-то другом.

                      А что за рецепты агитации? У меня кайзеровский бачок на две пленки, я кручу по часовой первые 10 секунд каждой минуты.

                      Дельта 3200 мне очень нравится, ну это так.
                      • yura-kurnosov#
                        контраст контрастом.
                        контраст усиливается, к примеру, агитацией более агрессивной) что и зернит более, замер экспозиции само собой при съемке влияет, проявители — подбор их…
                        Вообще, я многое что делаю на автомате, не задумываясь, поэтому иногда могу спутано все объяснять, т к не отслеживаю свои шаги))), я делаю как ощущаю и вижу, а все остальное — не важно.

                        я имел в виду вытянуть тени — вытянуть недостающие полутона(при возможности)
                        ну все по-разному крутят, болтают и тд… это н е критично — каждый сам выбирает себе способы.
                        в интернете описан одним человеком хорошим (RAE)

                        1 минута переворачиваем постоянно
                        2ая минута — каждые 10 сек
                        3я минута — 2раза (за минуту)
                        4ая и 5ая минуты — по разику
                        а далее — 1 раз на 7ую минуту и на 10ую.
                        и по разу каждые 5 минут.

                        вот такая поэтика ))

                        \я обычно переворачиваю.\
                        \3200 мне нравится, я чаще ее делаю как 1600 или еще меньше\
                        • bluetom#
                          Ну тени же вытягиваются вместе с повышением контрастности? Или это отдельный процесс, и более «жестокой» агитацией дело не ограничится?

                          3200 — да, у меня в планах попробовать популить. Зерно там ядреное.
                          • yura-kurnosov#
                            повышение контраста ведет обычно к «убиению полутонов» в той или иной степени — пример пуш — повышаем контраст, жертвуем полутонами;
                            «вытаскивание теней» и есть попытка показать как можно больше полутонов — тут наоборот.

                            • bluetom#
                              М-м-м, окей, надо будет попробовать, спасибо большое.
    • juks#
      Стоп-ванна нужна для точности процесса проявки и когда есть желание поддержать стабильность изображения на негативе в течение длительного времени (десятки лет). Если такого желания нет, можно обходиться без неё.

      С водой из чайника, вероятнее всего, изображение на плёнке будет неудовлетворительного качества в силу прилипания посторонних частиц. Это можно особенно хорошо увидеть при сканировании или печати с точечным источником света.
      • yura-kurnosov#
        Печатал большие для выставки, все замечательно, а уж для интернета и тому подавно), и качество и тд, все ок.
        не знаю это мне писалось или нет, так что сорри)
        • juks#
          Ну это ж хорошо, если качество ок.

          Не надо воду домой таскать
      • bluetom#
        Ок. Дистилят — наш выбор (:
        • e-asphyx#
          А где его достать?
          • bluetom#
            В авто-магазинах продается канистрами.
  • Комментарий удалён
  • e-asphyx#
    А где можно почитать про проявку «по науке»? А то у меня все книжки 30-летней давности.
    • yura-kurnosov#
      это ж хорошо, что у вас книжки старые! по-моему, там все изложено.
      как в библии на духу)))))))
      • e-asphyx#
        Ну в общем да, кроме современных марок плёнок и реактивов :)
    • juks#
      Лучше всего читать «data-sheet» к плёнке. Обычно его можно найти в интернете в виде pdf
    • bluetom#
      А еще есть такой гениальный сайт:
      www.digitaltruth.com/devchart.php
      • e-asphyx#
        Действительно, полезно. Кстати, я раньше не знал, что режим помешивания на что-то вообще влияет. Меня учили по принципу «крути, крути, хуже не будет».
        • bluetom#
          мне товарищ, который занимался моим фото-воспитанием более толковый попался (:
        • juks#
          Режим «крути-крути» влияет на контрастность результата
  • martinhard#
    juks: ух ты. до идеи предварительного замачивания я еще не дошел… буду пробовать. спасибо.

    сам проявляю в Д23 по 70 рублей, раствор стоит месяца три — в принципе без особых изменений. Иногда после пары месяцев иногда хлопья образуются, но если встряхнуть — все запросто размешивается. Изначальные части (А и Б) развожу дистиллированной водой для радиатора (продается везде в принципе). На крайний случай фильтрую воду из крана — тоже вполне хорошо.
    Использую голодное проявление — сток+3, время проявки практически для любой пленки (ISO 100-400) 21-23 минуты
    агитация следующая:
    сразу 30с
    на 3мин — 20с
    на 7мин — 10-15с
    на 14мин — 5-10с
    Про зависимость интенсивности агитации и контраста выше уже написали, от себя только добавлю, что так и не понял чем катание бачка отличается от переворачивания, так что болтаю как в голову придет. Бачок у меня металлический на 450мл примерно на 2 пленки 135 типа.
    В принципе все устраивает, т.к. фотоширота получается весьма приличная, контраст если нужно — разгоняю в ФШ.
    Стоп ванны по настроению из воды с уксусом, промывка водой классическая — с каплей Ленора, или другого кондиционера.

    Хочу еще попробовать Kodak XTOL. Он по слухам тоже весьма не плох и по гибкости и по контурной резкости. Вот тут про него пишут: www.photoweb.ru/KodakXtol.htm
    • bluetom#
      Ок, а температуру блюдешь?

      450мл бачок на 2 пленки? о.О
      У меня 650 мл на 2 (%
      Это чего это за бачок такой интересный, и как в него пленка закручивается?

      На сколько пленок хватает одной закваски проявителя?
      Почему концентрация 1+3, а не другая?

      С Ленором все стекает? Я читал что используют средства для мытья посуды, типа Фейри, но меня результат не очень устраивает — иногда остаются разводы.
      • martinhard#
        www.freestylephoto.biz/images/prod/912120.jpg
        выглядит вот так, только на картинке спираль для 120, а у меня две для 135. Объем у него примерно 0,5 литра, с учетом спиралей и пленки жидкости влезает примерно 410мл (я заливаю 110мл раствора + остальное вода). Такие народ из Америки тащит, этот тоже оттуда знакомый привез.
        Температуру соблюдаю конечно, подогреваю в микроволновке, остужаю в морозилке. Ну либо ёмкость под струю воды, стараюсь в +20 попадать.
        Концентрация 1+3 потому что проявка «голодная», разбавлено сильно — раствор только на 1 раз. Такой способ позволяет получить фотошироту большую + проблема недо/перепроявки решается + Д23 дает так называемую контурную резкость. Соответственно литра раствора (стоимостью 70 рублей ;))) хватает на 18 пленок… (1000мл/110мл * 2пленки).
        Вечером из дома если не запамятую подгружу пример кадра без обработки и нормально отсканеный
        а пока можно вот это посмотреть — тут немножко контраст выкручен и сканер конечно ужасный, но на плотность негатива посмотреть мне кажется можно. Зерно небольшое, но за счет контурной резкости заметное.
        martinhard.sharpness.ru/4902/nice/ — зима
        martinhard.sharpness.ru/4546/nice/ — лето
        в целом зимой тускловато выходит, но летом отлично.
        • bluetom#
          Про бачок — как там пленка заправляется? У него подвижных частей нет? Как с ним производить агитацию? Чего за контора?
          • martinhard#
            заправлять как в советскую спираль, подвижных частей нет.
            про агитацию писал выше, что за контора не знаю.
      • yura-kurnosov#
        450мл вполне классический бачок, у меня тоже на такой объем), одна 120 или 2 135 типа,
        совковые бачки как раз в 450мл чаще встречал.
    • yura-kurnosov#
      Есть дешевый вариант xtol'а — АКФФ, то же самое только время высчитывать примерно XTOL + 15%, ну я так высчитываю для любых пленок. И денег на кучу меньше :)
      • martinhard#
        вот! аскорбинка! :)
        • yura-kurnosov#
          да-да, она самая!
          • martinhard#
            останавливает только почтовая пересылка, тупо лень )) а вообще крайне интересно им попробовать.
            • yura-kurnosov#
              в Питере его нет нигде?
              В Москве бываете?, тут сразу несколько пакетиков если закупить.
              • martinhard#
                ну когда я искал я не нашел. сейчас уже может и есть…
                • yura-kurnosov#
                  мож быть, но я им всегда пользуюсь, значит он есть в Москве почти всегда), в Фотофрейме.
    • e-asphyx#
      А почему именно он? Как ты к этому пришёл?
      • martinhard#
        кто из них? к д23 очень просто — про него на www.d-76.ru очень вкусно написали. ну и про Kodak XTOL там же.
        • e-asphyx#
          Он какой-то подозрительно простой, где-то подвох :)
          • yura-kurnosov#
            … тот же самый д-76, только коммерчески не распиаренный))),
            хорошо работает с деталями в светах и тенях, мелкозернистый… старый и проверенный, ну как и Д-76.
            самое то, как стандартный без «бубнов с танцами» :)

            вообще, в среднем, ID-11, D-76, D-23, СТ-2 — одного поля…

            подвох, наверное, один — мож не везде продается(?)
Только зарегистрированные пользователи могут участвовать в обсуждениях. Если вы хотите оставить комментарий, пожалуйста, представьтесь или зарегистрируйтесь.