Пейзаж
Пейзаж. Пейзаж как память, как субъективное повествование, переживание. Я за личный уголок в пейзаже, а не просто представление природной красоты, где картинка скорее всего проиграет перед личным присутствием и ощущением, и запахами, и шумами какого-либо места и будет являть собой скопированную открытку, иллюстрацию, тогда как фотография способна быть отдельным миром.
Фотография 1900 года, поражавшая нас своим содержанием, сегодня тронет нас, скорее всего, тем, что сделана она в 1900 году. Конкретные качества и темы фотографий растворяются в обобщающей сентиментальности по отношению к ушедшим временам. В самом процессе разглядывания фотографий присутствует эстетическая дистанция- возникающая если не сразу, то со временем непременно. Время возводит большинство фотографий, даже самых любительски неумелых, на уровень искусства.
Сьюзен Зонтаг. В Платоновой пещере. Глава из книги «О фотографии» (пер. Виктор Петрович Голышев)
Сьюзен Зонтаг. В Платоновой пещере. Глава из книги «О фотографии» (пер. Виктор Петрович Голышев)
Бассейн
Люблю мягкий климат. Лежу себе возле бассейна. Мои письма — это дневник. Я делаю вклад: помещаю свою жизнь в чужую.
Отрывок из «Сцена письма. Рассказ», Сьюзен Зонтаг. Перевод с английского М. ГАЛЬПЕРИНОЙ
Отрывок из «Сцена письма. Рассказ», Сьюзен Зонтаг. Перевод с английского М. ГАЛЬПЕРИНОЙ
Озеро
Фотография- псевдоприсутствие и в то же время символ отсутствия.
Фотографии могут быть более запоминающимися, чем движущиеся образы, потому что они- тонкие срезы времени, а не поток.
Сьюзен Зонтаг. В Платоновой пещере. Глава из книги «О фотографии» (пер. Виктор Петрович Голышев)
Фотографии могут быть более запоминающимися, чем движущиеся образы, потому что они- тонкие срезы времени, а не поток.
Сьюзен Зонтаг. В Платоновой пещере. Глава из книги «О фотографии» (пер. Виктор Петрович Голышев)
für Ula Maizles Design
Фотография — это зафиксированный опыт, а камера — идеальное орудие сознания, настроенного приобретательски. Сфотографировать — значит присвоить фотографируемое. А это значит поставить себя в некие отношения с миром, которые ощущаются как знание, а следовательно, как сила.Если живопись и проза не могут быть не чем иным, кроме как строго избирательной интерпретацией, то фотографию можно охарактеризовать как строго избирательную прозрачность. Но, несмотря на подразумеваемую достоверность, которая и делает фотографию убедительной, интересной, соблазнительной, в работе фотографа творятся те же, обычно темные, сделки между правдой и искусством, что и во всяком художестве.Даже когда фотографы особенно озабочены изображением реальности, они все равно послушны подспудным императивам собственного вкуса и понятий. Блестяще одаренные участники фотопроекта, затеянного в конце 1930-х годов Администрацией по защите фермерских хозяйств (среди них Уокер Эванс, Доротея Ланж, Бен Шаан, Рассел Ли), делали десятки снимков анфас каждого из своих издольщиков, покуда не убеждались, что пленка запечатлела нужное — выражение лица модели, отвечавшее их, фотографов, понятию о бедности, освещении, достоинстве, фактуре, эксплуатации и геометрии. Решая, как должен выглядеть снимок, предпочитая один вариант другому, фотографы всегда навязывают свои критерии объекту. Хотя в определенном смысле камера действительно схватывает, а не просто истолковывает реальность, фотография в такой же мере — интерпретация мира, как живопись и рисунок. Даже когда снимают неразборчиво, беспорядочно, бездумно, это не отменяет дидактичности предприятия. Сама пассивность — а также вездесущность — фотографии, они и есть ее «идея», ее агрессия.
Сьюзен Зонтаг. В Платоновой пещере. Глава из книги «О фотографии» (пер. Виктор Петрович Голышев)
Сьюзен Зонтаг. В Платоновой пещере. Глава из книги «О фотографии» (пер. Виктор Петрович Голышев)
TTF
В искусстве происходит выстраивание собирательного образа чего-угодно-нибудь. Поскольку инструментарий каждого вида искусства «ограничен» по сравнению с многогранным восприятием мира человеком, то искусство вещает с помощью понятий, символов, разных манипуляций, комбинаций, техник, абстракций и других способов иносказания. Поэтому смех может быть показан через слёзы, чувство лёгкости через что-то мрачное, война через беззаботность. «Правда» может принимать искажённые формы, чтобы состояться, быть замеченной в фотографии или в другом сказании о мире.